воскресенье, 13 июля 2008
Нет, все-таки "Медальоны" Северянина - просто прелесть, что такое. Мне вообще северянинские стихи нравятся, хотя к классикам его отнести трудно.
А "Медальоны"... у меня нет слов, только восторг, как можно в сонете из четырнадцати строк настолько точно охарактеризовать личность. А у Северянина таких сонетов больше сотни.
читать дальше
К стыду своему, очень многих, упомянутых в этих сонетах, я не знаю. *надо срочно закрывать пробелы в образовании*
Но сонеты о тех, о ком знаю, немного поцитирую и покомментирую:
Андреев
"Он скорбно знал, что в жизни человечьей
Проводит Некто в сером план увечий,
И многое еще он скорбно знал, —
Когда, мешая выполненью плана,
В волнах грохочущего океана
На мачту поднял бедствия сигнал".
Тут мне в первую очередь стало интересно - Северянин действительно высоко ценил творчество Андреева? Или он написал подобное в пику Толстому, который, насколько я помню, обоих недолюбливал?
Заметила одну забавную тенденцию - несмотря на то, что Толстого, Куприна, Бунина, Чехова - с одной стороны, и Бальмонта, Ахматову, Гумилева, Северянина, etc - с другой, можно назвать современниками - в моей голове это упорно не укладывается. Все-таки, Серебряный век - это Серебряный век - совершенно отдельный пласт культуры. Вот поэтому, видимо, я не могу представить эгофутуриста Северянина, который написал бы подобное про Андреева.
Ахматова
"Уж вечер. Белая взлетает стая.
У белых стен скорбит она, простая.
Кровь капает, как розы, изо рта."
В трех строках - и упоминания двух сборников Ахматовой и намек на ее чахотку. Да и вообще, весь сонет, пожалуй, отразил практически все мотивы раннего творчества поэтессы.
Бальзака и Байрона, пожалуй, пропущу - к сожалению, не настолько хорошо знаю их творчество и биографии.
Бальмонт
Он тот поэт, который тусклым людям
Лученье дал, сказав: "Как Солнце будем!"
И рифм душистых бросил вороха,
Кто всю страну стихийными стихами
Поверг к стопам в незримом глазу храме,
Воздвигнутом в честь Русского стихаю
Ну, тут одни только "стихийные стихи" - чудесная стилизация под Бальмонта. И "вороха рифм", и "Будем как Солнце"... И противопоставление Бальмонта и "тусклых людей" - Бальмонт ведь действительно из толпы выделялся.
Пропускаю также Бетховена и Бизе - не с моим отсутствующим слухом комментировать написанное Севрянином о композиторах.
Блок
Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.
Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.
Он тщетно на земле любви искал:
Ее здесь нет. Когда же свой оскал
Явила Смерть, он понял: — Незнакомка...
Понятно, что Любовь - здесь еще и имя жены Блока. Ну а последние строки - вообще без комментариев. Блоковская Незнакомка - да, так вполне могла выглядеть Смерть - в лучших традициях декаданса.
Бодлера тоже пропущу - о нем знаю только строку Бальмонта "Ей был пленен трагический Бодлер". Ну еще и сочетание "Цветы зла".
Боратынский... не люблю его. Хотя о его стихах имею достаточно смутное представление - все равно не люблю.
Брюсов
Родясь дельцом и стать сумев поэтом,
Как часто голос свой срывал фальцетом,
В ненасытимой страсти все губя!
Бедный Брюсов... Как едко сказано. Мдя, Северянин не просто описал современников, он еще и свел счеты с недругами)))
Бунин
В его стихах — веселая капель,
Откосы гор, блестящие слюдою,
И спетая березой молодою
Песнь солнышку. И вешних вод купель.
А вот это для меня открытие. Честно говоря, я лучше знакома с рассказами Бунина, чем с его стихами.
Белый
Но куклу заводную в амбразуре
Не оживит ни золото лазури,
Ни переплеск пенснэйного стекла...
Не хочу цитировать весь сонет, но скажу так - это еще относительно добрые строки. Очевидно, Белый и Брюсов - апологеты символизма - одинаково Севряниным недолюбливались.
Жюль Верн
Он фантастичней всех фантастов в мире
И потому — вне вашего суда.
Ну, Северянин, как футурист, просто не мог по-другому отозваться. Хорошо сказано...
Мдя, а итоги неутешительны... Из 25 сонетов я могу только по восьми высказаться. Остальные личности мне незнакомы, как, например, Верлен, Поль Бурже или Христо Ботев, другие - знакомы крайне поверхностно.
Пойду изучать следующую порцию "Медальонов".
Мдя, посмотрела на написанное... Вот уж точно обо мне сказала однокурсница "Как может девушка в "Камелотах" рассуждать о литературе Серебряного века?":
Я уже год проучилась на физмате. При этом я не терплю алгебру, со скрипом воспринимаю матанализ и с ужасом думаю о тех временах, когда у нас начнется физика.
И при этом - я с восторгом читаю классику, у меня почти абсолютная грамотность (не надо смеяться тем, кто читал мои фики - во-первых почти, а во-вторых на стиль это почему-то не распространяется))), я не могу запомнить формулировку (а что уж говорить о доказательстве) элементарной теоремы, но без запинки могу рассказать биографию Ахматовой.
И вот он - извечный вопрос - какого хрена я пошла на физмат, а?
@настроение:
вопрошающее
@темы:
книги,
смеюсь,
длинные и нудные посты