Как я уже говорила, мама посчитала своим долгом вытащить меня хотя бы на парочку экскурсий по Камчатке. Забавно, вообще-то: я до этого жила на Камчатке 16 лет и, можно сказать, кроме, собственно, Петропавловска, да дороги на дачу, ничего на Камчатке не видела. А тут за месяц повидала довольно много))
Мама поставила меня перед выбором: или я одна лечу смотреть Долину Гейзеров, либо мы с ней вместе идем на несколько разных экскурсий. Это из-за того, что экскурсия в Долину Гейзеров стоит от 10 тысяч и выше, да и то, та, что за 10 - короткая и невразумительная. А все потому что час аренды вертолета стоит бешеные деньги.
Гама Долину видела на картинках, так что особого желания лицезреть ее воочию не испытывала. Поэтому мы вместе с мамой выбрались на пешую, конную и морскую прогулки.
О пешей, собственно, речь и пойдет:
Вилючинский водопад и Верхнепаратунские источники.
читать дальшеВечером перед поездкой мама твердо сказала: «Вот завтра выйдем пораньше, спокойно поедем на автобусе, не будем бежать на остановку».
Ага, как же. Бежали, ехали на микрике (как мне говорила подруга-филолог, Петропавловск – чуть ли не единственный город, где маршрутку называют микриком или микрушкой. Впрочем, у них есть своя специфика. Микрушка на Камчатке, в отличие от материковой маршрутки воспринимается скорее, как транспорт для тех, кто куда-то спешит. И разница в цене существенней, по крайней мере была: помню, когда-то проезд на микрике был раза в два дороже, чем на автобусе. Сейчас разница – рублей пять, но и это существенней, чем на материке, где людям обычно все равно на чем ездить: на маршрутке или на автобусе. А еще на Камчатке никому и в голову не придет ехать в микрике стоя. Ну, это так, лирика, небольшой экскурс в специфику камчатских микрушек и их отличия от материковых маршруток).
Так вот, естественно, мы опаздывали, бежали сломя голову, но в итоге пришли рано, из остальной группы пришла только одна женщина. Остальные подтянулись позже.
Вообще, группа была приятнее, чем, например, на конном маршруте. И очень разнокалиберная: женщины из Перми и Иркутска, одна с Сахалина и молодая пара, не знаю откуда, но тоже не камчадалы. Все не надоедливые, хотя со своими тараканами. Женщина из Иркутска всю дорогу жаловалась, что ей в комнату подселили шумную соседку, а девушка из Перми вообще была какая-то инопланетянка)) У нас гид тоже в Перми бывал, расспрашивал ее, в каком она районе живет, так она внятно не ответила, сказала, что в географии города не разбирается. Еще она рассказывала, что, когда решила поехать на Камчатку, узнавала, как добраться (прямых рейсов из Перми в Петропавловск, насколько я знаю нет), попросила узнать подругу, та сказала, что можно доехать поездом (!). Девушка села на поезд, но когда тот поехал куда-то в сторону Волгограда, ее стали одолевать смутные сомнения и она выяснила у проводницы, что есть еще один Петропавловск (в Казахстане), в который она и едет.
Но вообще люди в группе были нормальные. И сама группа небольшая: с нами - семь человек, плюс два гида и водитель.
Ехать пришлось далеко. Вилючинский вулкан, если смотреть из города, расположен на другой стороне Авачинской бухты, поэтому, чтобы добраться туда, нужно либо плыть через бухту, либо выезжать из города и огибать ее. Мы, понятное дело, ехали: насколько я знаю, туристы вообще на тот берег морским путем не переправляются, по крайней мере, турфирмы такого не предлагают. Ну и дорог, если путешествовать таким путем, на той стороне особо нет.
Вид на вулкан из города:
А вот так он выглядит по мере приближения:
Поэтому мы выехали из города и какое-то время ехали по основной дороге, а потом свернули в сторону Паратунки. Паратунка – это поселок, расположенный рядом с термальными источниками, поэтому там на каждом шагу базы отдыха с бассейнами. Говорят, правда, что сейчас в некоторых бассейнах вода не термальная, а простая, подогреваемая.
По пути остановились у реки (их вообще в том районе много, и все очень сильно петляют: например, мы три раза проезжали по мостам через реку Быстрая). Вот на Быстрой мы как раз остановились посмотреть на рыб и даже увидели небольшой косяк лососей.
Собственно, река:
Если пригядеться, то рядом с тенью от березы можно увидеть еще одну стайку теней. Это и есть идущие на нерест лососи.
Вообще, водитель довольно часто останавливался: чуть ли не на каждом мосту и ручье. Боялся, наверное, что экскурсанты заскучают. Хотя, не знаю, как остальные, а мы с мамой хотели приехать побыстрее.
Просто разные виды, нащелканные на скорую руку. Снег на сопках, как видите, еще не растаял.
Наконец, мы добрались до подножия вулкана. Вилючинский водопад был где-то километрах в трех от того места, где мы оставили микрик. Дальше нужно было влезать на скалу и продираться сквозь
Заросли:
Снежник (кривенькая панорамная фотография):
Ну не влезть на эту здоровую каменюку я просто не могла)))
А это вулканы. Не настоящие, правда. Просто снег на плато лежит очень странно: почему-то на ровном месте ображуются холмы, которые потом покрываются слоем земли и песка. Похоже на мелкие вулканчики.
Оказавшись на этом снежнике, который хорошо просматривался, мы уже не стали ждать гидов, которые помогали идти женщине с Сахалина, а шустро почесали наверх к водопаду. Снизу казалось, что плато почти пологое, и так и было до какого-то момента. К тому же, снег был покрыт грязью, песком, так что идти было легко. А вот потом начался почти чистый снег, лежащий на довольно крутом подъеме. Мы с мамой еще сдуру пошли там, где снег почище, потому что нас предупредили, что он может проваливаться, а там оказалось еще круче. А мы были в кроссовках, которые скользили. Прокляв все, мы все-таки вползли наверх, куда уже подтянулся и один из гидов, пошедший по нормальному склону, пока мы с нашей стороны ковырялись. Ну, у него, правда, и ботинки были не такие скользкие.
Сам водопад, если честно, не был особо уж впечатляющим. Ну падает с горы немного воды, ну и что. А вот пропасть под ним внушала уважение, заглядывать вниз было страшно (особенно если учесть, что мы находились на снежном козырьке, который нависал над этой пропастью и теоретически мог обвалиться).
А потом, приковыляв к нашему транспорту, мы отправились на Верхнепаратунские термальные источники.
Отъехав на 15 километров от нашей предыдущей стоянки, микрик остановился у реки. Гидша осталась готовить нам еду, а гид повел нас к помянутым источникам, которые, как было сказано в программе экскурсии располагались «в районе сопки Горячая».. Мы и не подозревали, что они недаром названы Верхне паратунскими, и что район сопки подразумевает необходимость на эту сопку лезть.
Когда гид подошел к сопке и начал деловито карабкаться вверх по деревянным кое-как сделанным ступеням, туристы подумали, что вожделенные источники уже недалеко и бодро поползли наверх. Метров через десять вверх ступени внезапно исчезли, а сам подъем стал круче. Кроссовки, напоминаю, скользили.
В итоге, мы поднялись где-то метров на 50-60 над дорогой, а может, больше (я очень плохо оцениваю расстояния).
А еще я, честно говоря, читая в той же программе «горячие природные ванны», наивно полагала, что этих ванн будет хотя бы штук пять. Угу, хренушки. Ванн было две (неподалеку, говорят, была третья, но уж очень мелкая).
Вообще, выглядело это так: с сопки текло несколько горячих ручьев, один из них был облагорожен и пущен по стальной трубе, и вот собственно эти несколько ручьев падали с высоты метра в полтора в естественную выемку – первую «ванну». Первая ванна сообщалась со второй, которая была помельче, и в которую, помимо горячих ручьев поступала вода из еще одного, более холодного. Именно по этой причине вторая ванна прочей группой игнорировалась, и именно по этой причине ее предпочли мы с мамой. Вторая ванная имела и то неоспоримое преимущество, что находилась на солнце. И тот недостаток, что, помимо нас с мамой, ее облюбовали комары и оводы. Но, на мой вкус, лучше быть кусаемой комарами, чем тесниться в первой ванне, куда набилась почти вся остальная группа.
И вообще, на этих ваннах отдыхала только мама, а я молча страдала. Место, естественно, дикое, необлагороженное, о кабинках для переодевания можно забыть, об удобном подходе к воде – тоже. Комары, опять же, и солнце в морду светит, так что приходится выбирать – либо нацепить очки, и потом любоваться загаром на лице вида «тетя-панда», либо закрыть глаза и позволить комарам безвозбранно себя загрызать.
Ну, в общем, я – человек цивилизации, да.
Потом к ваннам прибыло еще две группы людей – не экскурсия, а так, путешественники. С ними были и совсем мелкие дети, а где мелкие дети – там нет покоя, так что наша группа шустро из ванн свалила, благо все успели еще и проголодаться.
Внизу нас ждала уха. Но до ухи надо было спускаться. Вниз. По сопке. В скользящих кроссовках. Стараясь не пылить, потому что после купания пачкаться как-то не хочется.
Уха была неправильная – без березового полена и водки – но проголодавшимся после переезда-пешего перхода-подъема-спуска-переезда-подъема-купания-спуска туристам было уже пофиг. Комары к тому времени (а приближался вечер) озверели окончательно, репеллент уже не спасал, поэтому дальше в тех краях задерживаться мы уже не стали, а погрузились в микрик и поехали домой.
И уже дома мне весь вечер мерещился писк комаров над ухом, хотя на самом деле ни одного комара дома, к счастью, не было.